Ugo Tognazzi's Lair |
Biography
RUSSIAN
Родился в Кремоне в крестьянской семье.
Дебютировал на сцене римского мюзик-холла в 1950 г. Тоньяцци
никогда и нигде не учился актерскому ремеслу, еще зеленым новичком он увидел,
что публика "идет на него", что ему удается ее рассмешить, изображая самого
себя - простого крестьянского парня, несколько смущающегося от всеобщего внимания
и отвешивающего остроты, как оплеухи. На сцене Тоньяцци выступал в паре с
комиком Вианелли, их пародии и скетчи имели успех, хотя изысканную публику
порой шокировал грубоватый простонародный юмор.
Кинематограф сразу же обратил внимание на смешного комика
и предложил ему множество развлекательных второсортных картин, в которых
Тоньяцци повторял свой сценический имидж. Долгие годы кино было для Тоньяцци
лишь местом, где зарабатываются деньги. Многих своих картин он стыдился и
возвращался после окончания съемок в театр с радостью и облегчением. В 1960
г. режиссер Л. Сальче предложил Тоньяцци роль итальянского фашиста (Федеральный
секретарь), который, желая выслужиться, берется конвоировать профессора, человека
левых убеждений, в Рим, в тюрьму. Он получает повышение по службе и решает
обновить парадный мундир как раз в тот день, когда в Рим входят войска союзников.
С этой картины начинается большой комедийный артист Уго Тоньяцци, не просто
остряк и пересмешник, а художник-аналитик, психолог, глубоко понимающий человеческую
природу. Именно после этой ленты отношение Тоньяцци к кино резко меняется,
он становится более разборчивым.
По сути всю свою кинематографическую жизнь Тоньяцци варьировал
на экране один характер - мелкого буржуа. Но как же он был многолик в его
исполнении: то умный, то глупый, то злобный, то воплощение добродетелей, то
робкий, то наглый в своей беспринципности - одновременно страшная и смешная
толпа. Многие крупные режиссеры Италии работали с ним из картины в картину.
Он снялся в десяти лентах Д. Ризи, старейшего мастера "комедии по-итальянски",
в том числе Поход на Рим (1962), Комната епископа (1977), Я фотогенична (1980);
в пяти картинах Моничелли - из них у нас особенно известны черный фарс Хотим
полковников (1973), комедии Народный роман (1974) и Мои друзья (1975). Снимался
Тоньяцци и у Пазолини (Свинарник, 1969), Петри (Собственность - больше не
кража, 1973), Сколы (Терраса, 1979), Бертолуччи (Трагедия смешного человека,
1981) и многих других, очень разных художников. Но все они в один голос связывали
успех своих лент с именем Тоньяцци.
Особую роль в своей биографии Тоньяцци отводил М. Феррери,
который, несмотря на эпатажность фильмов и экстравагантность замыслов, оставлял
актерам простор для импровизации и самовыражения. У Феррери, мастера парадоксов
и черного юмора, актер снялся в шести фильмах, в том числе Королева пчел (1963),
Женщина - обезьяна (1963), Аудиенция (1971), Большая жратва (1973). Благодаря
этим ролям за Тоньяцци закрепилась репутация интеллигентного актера, и высоколобая
критика наконец-то простила ему плебейское происхождение.
В 1966 г. Тоньяцци впервые попробовал свои силы в режиссуре,
сняв фильм Свист в носу. Всего им было снято 5 картин, из которых особый успех
выпал на долю последней - Вечерние путешественники (1979). Этот фильм - фантастическая
притча о стариках, которых молодые отправили жить в фешенебельное гетто, эдакий
перевалочный пункт на пути на тот свет.
Работая интенсивно в кино, Тоньяцци продолжал оставаться
театральным актером, выступал на сценах разных театров, причем не только в
Италии, но и во Франции, например, в "Комеди Франсез", где на протяжении нескольких
сезонов шла пьеса Пиранделло Шесть персонажей в поисках автора. Интересно,
что любимым автором Тоньяцци был Ф.М. Достоевский, а любимым героем, которого
он мечтал воплотить на экране, - генерал Пралинский из Скверного анекдота.
Уго Тоньяцци скоропостижно скончался в возрасте 68 лет.
Семейную традицию продолжает его сын, актер и режиссер Рики Тоньяцци, снявший
уже три художественные картины, из которых две последние получили хорошую
прессу (Ультра, 1990 - премия на МКФ в Западном Берлине, Экскорт, 1993).
Другие фильмы: Как хорошо жить, 1961; Поход на Рим, 1962;
Чудовища, 1963; РоГоПаГ, 1963; Я ее хорошо знал, 1965; Аморальный, 1967; Жена
священника, 1970; Именем итальянского народа, 1972; Белые телефоны, 1976;
Дамы и господа, спокойной ночи, 1976; Комната епископа, 1977; Первая любовь,
1977; Брак со стариком, 1985; До свидания и спасибо, 1987; Будни комиссара
Амброзио, 1987.
Библиография: La Citta del cinema, Roma, 1979; Faldini
F., Foil G., L`avventurosa storia del cinema italiano, Milano, 1981.
Л. Алова
Tognazzi war neben Vittorio Gassmann, Alberto
Sordi, Aldo Fabrizzi und Toto einer der gro?en Komodianten des italienischen
Theaters und des europaischen Kinos.
Seit er bei Mario Mattoli in "I Cadetti di Guascogne" (1950)
erstmals vor der Kamera steht, liebt ihn das italienische Publikum. In den
folgenden Jahren dreht er zahllose Unterhaltungsfilme. Oft spielt er darin
Rollen, die er schon auf der Buhne verkorpert hat. Dann hat er seinen gro?en
Durchbruch als Anarchist in Rene Clements "Halt mal die Bombe, Liebling" (1960).
Diese Rolle macht ihn international bekannt, - nicht nur wegen der Auszeichnung,
die der Film 1961 in Cannes erhielt.
War Tognazzi bislang nur in volkstumlichen Filmen und Rollen
zu sehen, so andert sich das entscheidend mit der Faschismus-Parodie "Zwei
in einem Stiefel" (1961) und "Lockende Unschuld" (1962, beide von Luciano
Salces). 1963 beginnt die lebenslange Freundschaft mit Regisseur Marco Ferreri,
bei dem Tognazzi einige seiner besten Rollen spielt.
Im Gegensatz zum selbstzufriedenen Kleinburger, wie ihn
Komikerkollege Alberto Sordi verkorpert, pragt Tognatti unter Ferreri
vielerlei groteske Charaktere, so in "Die Bienenkonigin" (1963), "Controsesso"
(1964), "La donna scimmia" (1963) mit Annie Girardot, "Marcia nuziale" (1965),
"Break Up" (1965/67), "Die Audienz" (1971) und "Beruhre nicht die wei?e Frau"
(1973).
Tognazzis bekannteste Rolle bei Ferreri ist sein alter
ego Ugo neben den gro?en Kollegen Marcello Mastroianni, Michel Piccoli und
Philippe Noiret in der filmischen Fre?orgie "Das gro?e Fressen" (1973). Gro?en
Erfolg hat er auch als Kasefabrikant in Bernardo Bertoluccis "Tragodie eines
lacherlichen Mannes" (1981) und naturlich als Transvestit in den drei Klamotten
"Ein Kafig voller Narren" (1978 bis 1985).
Seit den 60er Jahren ist Tognazzi Hauptdarsteller zahlreicher
phantasievoller Komodien von Routiniers wie Dino Risi ("I mostri", 1963, "I
nostri mariti", 1966, "I nuovi mostri", 1977, "Das rote Zimmer", 1977), Mario
Monicelli ("Ehen zu dritt", 1963, "Vogliamo il colonnelli", 1972), Antonio
Pietrangeli ("Ich habe sie gut gekannt", 1965) und Alberto Lattuada ("Schwestern
teilen alles", 1970).
Eine der besten Komodien jener Zeitspanne ist "Unmoralisch
lebt man besser" (1967) von Pietro Germi mit Stefania Sandrelli: Nur scheinbar
symphatisiert Pietro Germi mit seinem Helden, der gleich in mehreren Familien
als Familienvater fungiert: Drei Ehefrauen und insgesamt funf Kinder bringen
den charmanten Geiger und Kabarettsanger Sergio Masini ganz schon ins Schwitzen.
Um die drei Familien zu unterhalten, ist er rund um die Uhr am Malochen. Eine
wahrhaft bose Komodie.
Einen Film von Dino Risi aus dem jahre 1977 hat er selbst
besonders geliebt: "Das rote Zimmer" mit Ornella Muti und Patrick Dewaere,
eine unterkuhlte Komodie aus der Zeit nach dem Faschismus, mit kaputten Typen
in einer noblen Umgebung. Der Film pendelt zwischen Satire aufs Gro?burgertum
und Charakterstudie des Faschisten, der von seinen militarischen Gro?taten
quatscht und hinter jedem Rock her ist (vor allem dem von Ornella Muti).
Tognazzi, von dem man sagen kann, da? er eigentlich immer
neben seinen Rollen stand und sie nie zu seiner eigenen Figur gemacht hat,
hat in uber 120 Filmen gespielt. Daruber hinaus war er schon fruh im Fernsehen
popular, wo er mit seinem Partner Raimondo Vianello mit dem Programm "Uno,
due, tre" besonders erfolgreich war. Und als es mit den Kinorollen bergab
ging, hat er sich wieder dem Fernsehen zugewandt.
1961 versucht er sich zum ersten Mal als Regisseur: In
"Die Nachste bitte!" gerat ein tolpelhafter Biedermann in den Verdacht, ein
Zuhalter zu sein. Seine anderen drei Regie-Arbeiten fanden nicht den Weg in
die deutschen Kinos: "Il fischio al naso" (1967), "Cattivi pensieri" (1976)
und "Los viajeros de atardecer" (1979).
Au?erdem aber hat er zwei in Italien sehr beliebte Kochbucher
geschrieben.
Ugo Tognazzi, nato nel 1922 a Cremona, e un
altro personaggio "storico" del cinema italiano brillante, i suoi esordi nel
mondo dello spettacolo avvengono insieme a Raimondo Vianello, col quale formo
un famosissimo duo, in seguito si afferma prepotentemente nella scena cinematografica
grazie ad un interpretazione molto grottesca e di conseguenza una comicita
molto fine ed originale.
Ricordo in questa sede alcuni piccoli capolavori di Tognazzi,
inizialmente negli anni Sessanta, nei quali si confronta con personaggi
dell'epoca totalitaria ne "La Marcia su Roma" risalente al 1962 nel quale
recita insieme a Gassmann impersonando due camicie nere in viaggio verso Roma
tra mille peripezie divisi da sentimenti di amore-odio ma sempre insieme fino
alla fine, ma soprattutto ne "Il Federale", risalente al 1961 nel quale impersona
un federale con la missione di portare a Roma davanti al Duce un prigioniero
politico del fascismo, una delle caricature secondo me piu incisive di tutta
la storia del cinema!
Memorabile la scena quando accompagna il prof. sulla bicicletta
contando le buche prese ("Buca!..........Buca con acqua!......).Un altra interpretazione
famosa e quella de "I Complessi", quando nel secondo episodio "Il Complesso
della Schiava Nubiana" impersona un austero e bigotto ministro economico alle
prese con la moglie presunta pornodiva!
Ma non si puo secondo me dimenticare un altra vetta della
comicita di Tognazzi, la serie di "Amici Miei", serie di tre film in dieci
anni, che narra la storia di un gruppo di professionisti, ligi alla professione
e lavoro, ma pronti a tornar bambini quando si ritrovano insieme per la "zingarata"!
Ed e in questo primo film che nasce il tormentone della
"supercazzola", espressione autentica della comicita Tognazzesca: una specie
di motto insensato, ma con nebulose allusioni alla sfera triviale detto cosi
velocemente e impassibilmente da lasciar l'interlocutore imbarazzato e incapace
di replicare! E la "supercazzola" secondo me e il frutto di un'accurata analisi
psicologica da parte degli sceneggiatori, chiude il malcapitato interlocutore
in un "doppio vincolo" (concetto mutuato dalla psicologia moderna), dal quale
non puo uscire. Piu precisamente, la vittima ha due possibilita:
1) puo dire "scusi non ho capito bene", ma questo comporta
soltanto il ripetersi della beffa
2) puo replicare inalberandosi, ma il modo in cui e stata
proferita la "supercazzola", con piglio serio e deciso, puo far pensare che
si tratti di una cosa seria. Quindi come si puo vedere dalla mia analisi e
praticamente impossibile salvarsi dalla "supercazzola"!
E comunque mi si perdoni questa ampia digressione su un
argomento esclusivamente goliardico, ma che io ritengo geniale!
Franca Bettoia (spouse)
Date of birth (location)
14 May 1936,
Rome, Italy
Sometimes Credited As:
Franca Bettoja
Ricky Tognazzi
Date of birth (location)
1 May 1955,
Milan, Italy
Trivia
Son of Ugo Tognazzi ... (show more)
Sometimes Credited As:
Rick Tognazzi
Gianmarco Tognazzi
Sometimes Credited As:
Gian Marco Tognazzi
Thomas Robsahm, born in Arendal in 1964, is the son of Italian actor Ugo Tognazzi and Norwegian actress and director Margrete Robsahm. Thomas Robsahm has written, directed, and produced S.O.S. This is the first feature film he has directed since his debut, Rebels with a Cause, in 1992. In the meantime he has worked on U for NRK (the Norwegian Broadcasting Corporation); made several shorts, among them Jacobsen with Leif Juster, and the Amanda-nominated All You Need is Love. He also wrote, produced, and directed the documentary Mosquito, which played in cinemas in 1996. Through his production company Speranza film as, which he established in 1995, he has produced a number of films for other directors. Among these: Unni Straumeis Thraneis Method, Margreth Olinis award-winning documentary Dei mjuke hendene, and Maria Fuglevaag Warsinskiis documentary about Bosnia, Crime and Punishment. Thomas Robsahm debuted at the age of eight in Svend Wamis Fem dogn i august (1972). He was in several of Wam & Vennerodis films, among them Apen framtid (1983) and Adjo Solidaritet (1985). Robsahm debuted behind the camera in 1981 as an assistant on Leve sitt liv, starring Wenche Foss. After that, he worked for many years as a continuety person, assistant director, assistant editor, production assistant, and PR-consultant.
|